Раздел 4.Дидактика.
 


Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность студентов. Строятся, в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Беседа (от греч. - нахожу, открываю) - прогрессивный, диалогический, вопросно-ответный метод обучения, при котором преподаватель не сообщает студентам готовых знаний, а с помощью постановки тщательно продуманной системы вопросов выясняет их мнение, заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к пониманию нового материала. Беседу проводят перед изучением нового материала с целью повторения и проверки усвоения уже изученного, перед планируемой экскурсией (или после нее). В беседе преподаватель опирается на технические знания студентов, на их приобретенный опыт. Беседа будет иметь познавательную ценность для студентов тогда, когда преподаватель использует ее для углубления пройденного материала, для систематизации имеющихся знаний.

Бинарный (совмещенный) урок – особый специфический тип урока. Проводится, как правило, двумя-тремя преподавателями взаимосвязанных дисциплин или преподавателем специального предмета и мастером производственного обучения.

Виды бесед - вводная (ее цель - вызвать у студентов состояние готовности к познанию нового); закрепляющая (применяется после изучения нового материала); сообщающая (для сообщения новых знаний); эвристическая (опираясь на имеющиеся знания и практический опыт у студентов их подводят к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов);

Графические работы - самостоятельные работы студентов, содержащие графические изображения, выполненные по заданию и под руководством преподавателя. Они могут быть классными, домашними, контрольными в виде рисунков, планов, эскизов, чертежей, диаграмм, карт, схем, графиков.

Демонстрация - исчерпывающая передача учебной информации на этапе сообщения новых знаний по теме, обобщения в разделе.

Деятельностный подход в образовании – система принципов, форм и методов, обеспечивающих первоочередное усвоение знаний и умений, необходимых для эффективной и приносящей удовлетворение деятельности в различных областях практической жизни.

Деятельностный подход в обучении - такая организация учения, в результате которой обучаемый приобретает знания, необходимые для овладения профессиональными умениями (практическими и исследовательскими), задаными целями обучения.

Дидактика (греч.) - искусство учить, научать, наставлять кого-то. Часть педагогики, разрабатывающая теорию обучения, ее цели, содержание, принципы, методы, средства и формы.

Дидактическая система - способ осуществления алгоритма управления обучением ("вручную" учителем или с помощью каких-то технических средств). Определяется тремя основными составляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью.

Дидактический материал - особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.

Дидактические принципы - основополагающие положения, которые служат средством оказания помощи преподавателю в использовании своих природных способностей по реализации тех или иных методов обучения, исходя из анализа лучших исполнителей методов обучения.

Дидактический дизайн - проектировочная деятельность, имеющая своей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды, а в более узком смысле - художественное конструирование. Может стать основой систематизации учебного материала, т.к. отражает логику процессов взаимодействия человека с технологической средой.

Дидаскал - учитель, наставник, проповедник.

Дидахография (обучающее письмо) - верх педагогического совершенства.

Диспут - коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Осуществляется в форме диалогического общения его участников. Предполагает высокую умственную активность участников, прививает умение вести полемику, обсуждать материалы, защищать взгляды, убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Дискуссия (как метод обучения) - коллективное обсуждение какой-либо проблемы, темы и т.п., повышающее интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Дифференциация обучения - форма организации учебной деятельности студентов, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.

Доступность обучения - один из принципов обучения: соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным индивидуальным возможностям студентов, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения.

Задание практическое - вид самостоятельной работы студентов по формированию и развитию у них навыков и умений применения теоретических знаний, приобретаемых в ходе учебы.

Задание проблемное - элемент учебного процесса, который предлагается в форме задачи или вопроса-проблемы в целях создания у студентов состояния интеллектуального затруднения.

Задание учебное - составная часть процесса обучения в любом учебном заведении.

Задача познавательная - учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов, умений и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система задач познавательных сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Задача учебная - модель жизненной конкретно-практической ситуации, задаваемая студенту с целью формирования у него умения использовать теорию на практике.

Знания - совокупность идей, представлений, отражающих объективную действительность. Знания - это форма закрепления, обобщения и передачи от одного поколения людей к другому опыта, полученного в процессе практической деятельности человека. Знания характеризуются глубиной, истинностью, значимостью и общедоступностью.

Знания – накопленная работником информация о свойствах материалов, устройстве машин, механизмов и т.п., методах труда и производства, относящихся к данной профессии, специальности, а также об общем культурно-техническом развитии общества.

Информатизация образования - внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники.

Информационная технология - система методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации пользователями этой информации. В состав информационной технологии входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении информационной технологии обучения.

Информационно-рецептивный метод обучения - объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности преподавателя и студентов, при котором преподаватель сообщает готовую информацию, а студенты воспринимают, осмысливают и дискутируют по ней.

Информационный метод обучения широко распространен в учебном процессе. Почти не формирует умений использовать полученные знания, не обеспечивает возможность реализовать познавательную деятельность студентов. Перегружает память студентов, ориентирует их на механическое запоминание учебного материала даже в случае самостоятельной работы с учебником. Метод необходим для первоначального формирования определенного запаса учебной информации, которым можно оперировать при организации деятельности более высокого уровня, в случае необходимости позволяет дополнить и расширить знания студентов. Учитывая, что большинство понятий сформировано на основе зрительных представлений, велика роль наглядности в обучении. Обязательно нужна установка на запоминание, что значительно повышает продуктивность метода. Установка на запоминание обеспечивается четким предъявлением учебного материала - заранее подготовленными вопросами, схемами, опорными конспектами, другими средствами. Логичность представляемого материала, выявление в нем внешних и внутренних связей (данные в рисунках, в таблицах, в схемах и т.д.) облегчают понимание материала и способствуют более полному его воспроизведению.

Исследовательский метод обучения - метод, при котором студенты самостоятельно решают учебно-исследовательские задачи при направляющей роли преподавателя. Он выдвигает перед студентами определенную задачу, для решения которой они должны самостоятельно осуществлять операции сравнения, выявления причин, высказывать гипотезы, проверять их, насколько возможно, на основе анализа фактов или путем проведения опытов, наблюдений, выбирать из ряда гипотез наиболее рациональную и делать определенные выводы.

Комплексное методическое обеспечение процесса профессионального обучения – планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного процесса обучения студента профессии в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом и программой.

Комплексы средств обучения - система взаимнодополняющих дидактических средств, которая позволяет оптимизировать процесс обучения при изучении определенной темы учебной программы или отдельного вопроса на занятии.

Компоненты (характеристики) дидактического процесса - объем усвоения учебной информации, скорость усвоения, время усвоения. Это ядро педагогического проектирования.

Компьютеризация обучения - многоцелевое использование средств электронной вычислительной техники в учебном процессе. Компьютер является одним из компонентов информационной технологии, поэтому вместо термина компьютеризация обучения часто используется в том же значении термин " информатизация обучения" . Компьютеризация обучения имеет целью подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизированном обществе, т.е. в обществе, где значительный удельный вес в различных видах деятельности принадлежит информационным технологиям.

Контекстное обучение - это обучение, в котором происходит динамическое моделирование предметного и социального содержания усваиваемой профессии. При этом формирование профессионально важных качеств специалиста осуществляется в логике того технологического процесса, который составляет сущность будущей деятельности этого специалиста.

Лабораторно-практические работы – организационная форма (метод) профессионального обучения. Занимают промежуточное место между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. В процессе профессионального обучения наиболее распространенными видами лабораторно-практических работ являются: практическое изучение устройства и работы оборудования; изучение способов использования контрольно-измерительных средств; исследование количественных и качественных зависимостей между техническими величинами, параметрами, характеристиками; диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка оборудования, приборов, механизмов.

Лабораторные занятия (работы) - форма организации обучения, при которой студент под руководством преподавателя или самостоятельно выполняет практическую работу с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

Методика обучения - целенаправленная система методов обучения, обеспечивающая достаточно полное решение задач обучения.

Методический прием - элемент, деталь метода обучения.

Методы обучения - система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленных на достижение целей образования.

Модульное обучение – такое построение содержания обучения студентов, когда каждый из них может быть самостоятельным в подборе содержания и порядка освоения учебного материала, исходя из личных способностей и потребностей. При модульном обучении педагог начинает выполнять помимо информирующих и контролирующих функций еще и функцию консультанта и координатора.

Наблюдение - важный метод в обучении. Дает возможность собрать в естественных условиях многообразные факты о явлениях, событиях, процессах, составить показательную и доказательную характеристику наблюдаемого. Важнейшую роль играет отбор подлежащих наблюдению явлений.

Наглядность в обучении - один из основных дидактических принципов педагогики. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, отвлеченным, содействует развитию у студентов логического мышления, интереса к обучению, самостоятельности. Формируется техническое мышление на основе образных представлений об изучаемых объектах, технологической обусловленности операций и рабочих приемов, на основе овладения языком техники: чертежами, схемами, таблицами, технической терминологией. Я.А. Коменский сформировал "золотое правило дидактики": "все, что ... можно, предоставлять для восприятия чувствам ..."

Наглядные учебные пособия - процессы, предметы и явления, создаваемые в учебных целях.

Научность обучения - принцип обучения в российской дидактике.

Обучающий модуль (документальный) - комплекс учебных материалов состоящий из: учебной программы, пособия или комплекта дидактических материалов для студентов, методических руководств или рекомендаций для преподавателя, перечня специального оборудования.

Объем и содержание домашнего задания - сложная и важная часть учебной работы преподавателя. Успешность и качество выполнения домашнего задания студентами находятся в прямой зависимости от качества проведенного занятия, от уровня усвоенного материала. Преподаватель должен тщательно готовить домашние задания, обязательно их разнообразить по видам деятельности, по дидактическим целям, характеру выполнения и уровню проявления познавательной активности студентов. Они могут быть логическим продолжением работ, выполненных на занятии. Обязательное требование - посильность по содержанию и объему. Положительный результат дают нестандартные формы организации домашней (внеурочной) деятельности студентов: выпуск технических бюллетеней, проведение тематических экскурсий, конференций, диспутов, вечеров, олимпиад, конкурсов, изготовление учебно-наглядных пособий, кружковая работа и т.п. работы.

Объяснение - наиболее часто используемый метод обучения, когда преподаватель сообщает основные сведения, подтверждает их записями на доске, демонстрацией учебно-наглядных пособий, обращается к студентам с вопросами для подтверждения усвоения того или иного положения, для активизации познавательной деятельности, организует студентов на оформление записей в тетрадях. Смена видов деятельности студентов в ходе занятия через 15 - 20 минут - гарантия сохранения внимания и работоспособности студентов (слуховое на зрительное восприятие, практические действия, записи, зарисовки, конспектирование, проведение опыта и т.п.). В ходе подготовки занятия варианты последовательности элементов структуры и их набор могут быть различными. Здесь проявляется методическое мастерство преподавателя, его творчество и потенциал. Отдельные элементы плана занятия могут быть многовариантными, ибо в разных группах план реализуется по-разному. Многовариантность обеспечивает индивидуальный подход к студентам.

Опорный сигнал - средство наглядности (криптограмма, схема, рисунок), содержащее учебную информацию, необходимую для долговременного запоминания.

Письменные работы - развивают мышление, интересы, творческие способности, открывают студентам новые способы решения познавательных задач, повышают чувство ответственности. К ним относятся тренировочные, вычислительные, творческие, классные, внеклассные задачи; конспектирование, отчеты по лабораторным и практическим работам, рецензирование, доклады, рефераты, творческие проекты, кино- и видеодиктанты, переводы текстов.

Практические методы обучения - методы обучения, при которых источником информации является практическая деятельность студентов.

Предмет дидактики - обучение как средство воспитания и образования.

Принципы обучения - основополагающее положение служащее для установления путей реализации поставленных целей обучения.

Проблемное обучение – тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки. Процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения студентов, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированных системой проблемных ситуаций.

Работа с книгой - важный вид учебной деятельности студентов. Это и элемент занятия, и внеаудиторная работа с учебником, справочной, технической и нормативной литературой следующего характера: комментированное чтение, составление плана прочитанного, подбор выписок из литературы, конспектирование текста, составление рефератов, подготовка докладов, выполнение практических заданий.

Раздаточные материалы - один из основных средств интенсификации учебных занятий, достигаемой за счет экономии учебного времени, необходимого на выполнение чертежей и иллюстраций на меловой доске, и времени, необходимого на перенесение их в конспект.

Раздаточные материалы печатные - тиражированные и выдаваемые каждому студенту средства обучения (носители учебной информации) одноразового или многоразового использования, предназначенные для эффективного решения определенных дидактических задач и повышения производительности труда всех участников учебно-воспитательного процесса. Эти материалы используются как носители новой информации в процессе усвоения этой информации, при контроле качества знаний, во время лекционных и других типов занятий, в ходе внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Дидактическая ценность раздаточных материалов - универсальность свойств дидактического воздействия. Служат для фиксации (регистрации), репродукции (воспроизведения), трансляции (перемещения в пространстве и времени), трансформации (изменения формы представления изучаемого объекта).

Печатные раздаточные материалы в учебном процессе выполняют функции:

Рассказ - устное изложение учебного материала в определенной последовательности. Эффективность рассказа повышается, если он дополняется другими методами: демонстрацией объектов, оборудования, оснастки, показом работы изучаемых объектов. Рассказ должен быть четким, сжатым, последовательным, чтобы приводить знания студентов в стройную систему. Обязательное подкрепление примерами из жизни, практики. Темп рассказа обязательно должен быть соотнесен с темпом мышления аудитории, чтобы избежать потерю контакта. Глухой голос, монотонность речи, нечеткость произношения должны быть исключены из арсенала преподавателя. Рассказ применяется тогда, когда изучаемый материал является для студентов новым, когда знания невелики.

Репродуктивная деятельность студента - деятельность основанная на использовании известных ему правил действий (алгоритмов), при этом никакой новой информации он не извлекает из выполнения деятельности.

Репродуктивный метод обучения - метод, основанный на организации самостоятельной работы студентов, имеет большое значение в профессионально-технической подготовке, позволяя сформировать, глубоко и прочно закрепить знания и умения будущих специалистов. В рамках метода, деятельность студентов неоднозначна, предполагает выполнение заданий различных уровней сложности. В период формирования первоначальных умений и навыков репродуктивный метод сочетается с частично-поисковым и проблемным методами.

Самостоятельность - такое действие человека, которое он совершает без непосредственной или опосредованной помощи и указаний другого человека, руководствуясь лишь собственными представлениями о порядке и правильности выполняемых операций.

Самостоятельность студентов в учебном труде - специально формируемая способность, при вполне определенных дидактических обстоятельствах.

Собеседование - индивидуальная или групповая беседа, обсуждение проблемных вопросов, большой доле самостоятельности в суждениях студентов.

Содержание - то, что составляет сущность кого-нибудь - или чего-нибудь; тема, основная суть изложения.

Содержание образования - научно обоснованная система знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, опыта творческой деятельности. Это основной элемент образовательного процесса, составляющий основу, на которой достигаются его социальные цели. В общем виде термин обозначает совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества, которые необходимо сделать достоянием лиц, вовлеченных в образовательных процесс.

Содержание обучения – совокупность подлежащих изучению дисциплин и тем, из которых складывается программа или курс образовательного учреждения.

Среда - окружающие человека общественные, материально-бытовые, духовные, природные условия его существования, формирования деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Средства зрительной наглядности - натуральные образцы, агрегаты, узлы, механизмы, приборы, модели, макеты, оснастка, плакаты, таблицы, схемы, графики, технические средства обучения и носители информации к ним: диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, транспаранты и т.п.

Средства обучения – материальные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполнения функции развития студентов.

Тема - содержание, предмет изложения, исследования, изображения, рассказа.

Технические средства обучения – технические устройства и соответствующие им носители информации, применяемые для повышения эффективности учебного процесса и облегчения обучающей деятельности педагога и учебной деятельности студентов.

Тренажер – техническое средство обучения, позволяющее имитировать производственные условия в учебном процессе. С применением тренажеров проводится упражнение по отработке трудовых навыков и умений в тех случаях, когда учебно-производственные условия не позволяют организовать такие упражнения в реальной производственной обстановке.

Упражнение – метод профессионального обучения; многократные повторения определенных действий в целях их сознательного совершенствования. В результате упражнений у студентов формируются профессиональные навыки и умения, углубляются и совершенствуются знания.

Устное изложение материала - Значение методов устного изложения программного материала весьма велико. За короткое время студенты получают большой круг знаний. Живое слово - сильнейшее средство формирования у студентов знаний, умений и навыков, обеспечивает высокое качество усвоения материала.

Учебник - такая форма представления информации, в которой согласно учебной программе излагаются основы научных знаний по соответствующей учебной дисциплине, в том числе понятия, теоремы, законы, научные факты соответствующих технических дисциплин; опыт профессиональной деятельности, способы ее осуществления; основы знаний, способствующие развитию творчества студентов, направленного на преобразование способов работы; обобщенное научное знание о социальном опыте общественно-экономических и производственных отношений.

Учебный элемент – подлежащие изучению предмет, явление, процесс, свойства, связь, взаимосвязь, метод действия, способ выполнения работы, применения, использования чего-либо.

Учение - целенаправленный процесс усвоения студентами знаний, приобретения навыков и умений для последующей практической деятельности. В широком понимании - овладение разнообразным общественным опытом в его обобщенном виде.

Учебное задание - особое образование, в ходе выполнения которого студенты совершают ряд интеллектуальных и практических действий.

Форма организации обучения - устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.

Цели обучения - начальный компонент педагогического процесса. В нем преподаватель и студент уясняют конечный результат своей совместной деятельности. Качественная техника РІ магазине вытяжка kuppersberg f 624